Джош Браун пишет  о том, как доят доверчивых ритейловых инвесторов с помощью финансовой инженерии. Вы, наверное, слышали про эти  «чудо-продукты», которые дают гарантию по защите капитала и при этом — возможность «поучаствовать» в движении рынка (обычно в росте, но бывает игра и на понижение). Представьте, счастье какое: вы как бы инвестор и как бы вкладчик с гарантией банка. Как можно догадаться, чудес не бывает. За «гарантию» инвестор платит высокую цену. Движение рынка (базовый актив, например, фондовый индекс) либо ограничено условиями продукта (банка), либо маловероятно. Последнее означает, что продукт тем дешевле (а значит, даёт большую защиту капитала инвестору либо комиссионные банку), чем меньше участников рынка ожидает это самое движение. Таким образом, вы играете против рынка или чаще всего, того самого банка, который сварганил вам продукт «по вашему лекалу». Вот и уверены вы, что купили эксклюзивный продукт, а на самом деле, просто заплатили жирные комиссионные, отдали при этом деньги банку в обмен на неликвидный продукт. (Зачем банку нужен вторичный рынок? Либо он сам купит его у вас с дисконтом, либо вы будете ждать до срока погашения). Причём, никто не сказал, что угадать движение нельзя. Есть тут и истории успеха, но для масс — это игра с отрицательным матожиданием, где выгоднее быть хозяином казино, а не игроком. Не случайно, СП не совместимы с фидуциарной ответственностью и вокруг их продаж полыхают конфликты интересов и нарушения. (См. недавний доклад американской SEC.) Очень уж лакомый это кусок для банкиров: понятно, что в неспокойные времена, как сейчас на рынках, такие продукты раскупаются, как горячие пирожки.

Навеяно статьёй: Josh Brown. The Phantom Menace — Financial Adviser — WSJ, September 21, 2011.