В этой заметке достаточно важные темы: пересмотр финансового плана, инвестиционной декларации, альтернативное (тактическое) распределение активов.

Пересматриваю не только потому, что меняются мои представления как инвестора, но и потому, что изменились некоторые представления о жизни. Я понимаю, что работа до «пенсии» не для меня, потому что люблю своё дело и хочу творить всегда, считая это частью полноценной жизни. Значит, какой капитал мне нужен? Только такой, который даст мне свободу экспериментировать со своим стилем жизни (место проживания, профессия, режим дня). Тот вид «финансовой свободы», когда люди упахиваются, чтобы выйти на пенсию (если повезёт, пораньше), чтобы «посмотреть мир» или осесть без работы в Юго-Восточной Азии, не для меня. Вслед за этим меняются финансовый план и инвестиционная декларация. Классическое распределение активов в зависимости от возраста и планируемого срока выхода на пенсию уже для меня не работает. Я пришёл к плану, который переворачивает традиционные представления о финансовом планировании. Итак, мне нужны (учитывая нулевой уровень долга, стабильный доход и небольшую семью):

  • больший «страховой фонд» и большая ликвидность, чтобы жить полноценно и экспериментировать сейчас;
  • более консервативный бессрочный портфель, сохранность капитала также важна, как его прирост. (август 2010: нахожу это удивительным резонансом с книгой Бена Грэма, где он проводит раздел между инвестором и спекулянтом там, где защита и прирост одинаково важны. Спекулянт больше думает о приросте, не видя опасности основному капиталу)

В этом документе я опишу лишь общие принципы обновлённого подхода к инвестированию, которые останутся неизменными, независимо от рыночных условий и моего финансового плана. Конкретные методы и инструменты останутся за рамками, поскольку о многих из них я пишу в этом блоге, а также планирую писать в подписке. Возможно, многое для вас не ново — помните, что пишу я, в первую очередь, для себя, чтобы улучшить своё понимание подхода (да, я продолжаю учиться после профильного образования и 11 лет самостоятельного инвестирования!).

Основной принцип — отказ от догм: идём за трендом, понимаем риски и применяем только доказанные и проверенные стратегии.

Основной инструмент — депозиты и глобальные индексные фонды. Почему индексные фонды? Индексы отражают тренды. Доля растущей быстрее других бумаги растет и в индексе. Отстающие отрасли и страны из портфеля вымываются, растущие — играют всё большее значение. Я отказываюсь тратить время на анализ конкретных компаний по той простой причине, что мне не хватит одной жизни на это, учитывая глобальных характер моих интересов. (См. ниже.) Конкретно, я выбрал биржевые фонды (ETF), покупаемые через американского брокера. Почему депозиты? Потому что надёжны и часто более доходны фондового рынка.

Глобальная диверсификация необсуждаема. Капитал давно носит глобальный характер, глупо копаться только в своей «песочнице». Страны слишком часто меняют роли, чтобы делать ставку на ту страну, где ты живёшь. Даже если какой-то регион «уходит» из портфеля, это случается только на основе одного показателя: тренда.

Распределение активов (соотношение классов активов, помимо депозитов) зависит от веса каждой стратегии и доли, которую она определяет для разных классов активов. Доля депозитов определяется по отдельной методике.

Первая стратегия: «ленивая», 60/40. Вы с ней уже знакомы. Это глобально диверсифицированный портфель. С неё я начинал. Доли акций определяются согласно доли рыночной капитализации акций. В качестве облигаций выбираются только наименее рискованные и наиболее растущие классы.

Вторая стратегия: «управление рисками». Известно, что рынок в «медвежьей территории» более волатилен, чем в «бычьей». Мы также хорошо усвоили после 2008 года, что во время финансового кризиса (когда даже крупнейшие банки не доверяют друг другу) рынок более волатилен, и роста акций ждать не приходится. Я буду избегать (сокращать инвестиции в) такие периоды и в такие рынки.

Третья стратегия: «страх и жадность«. Используем особенности человеческой глупости природы. Выбираем классы активов, которые растут быстрее (жадность) и которые сравнительно недооценены (стоимость). Вкладываем в победителей по этим двум критериям.

Четвёртая стратегия: «что скажут ставки?» Кривая доходности и динамика процентных ставок (разумеется, не ЦБ РФ:)) будут подтверждать или опровергать тренды и окончательные решения по инвестированию.

Пятая стратегия: «сесть на хвост». Есть данные, что подражание лучшим инвестиционным менеджерам, даже с запозданием, улучшает результаты по сравнению с «нейтральным» портфелем (распределение активов в зависимости от капитализации). Я отслеживаю открытые данные ведущих фондов распределения активов (asset allocation funds).

Конечно, на мой «радар» могут попадать и другие стратегии, ведь я регулярно слежу за результатами исследований, знаю, о чём пишут влиятельные инвесторы и наблюдатели рынка в части распределения активов. Однако, я хочу ограничиться немногими проверенными методами, чтобы сам процесс принятия решений не занимал много времени, позволяя сосредоточиться на главных своих целях, о которых писал в начале.

Теперь — к практике! Как вы заметили, я давненько не делюсь составом портфеля. Правильно, подробная структура теперь будет появляться не чаще 1 раза в квартал. Из отчётности я исключаю ЗПИФы недвижимости, от которых я избавляюсь как от страшного сна (ошибки надо признавать, хватит давать шансы российским управляющим!). Впрочем, соотношение акций к депозитам и облигациям я буду раскрывать не чаще 1 раза в месяц. Сейчас оно составляет 11%.

Планы по раскрытию подробностей — в следующих заметках!

Вам понравилась заметка? Не забудьте подписаться на новостной канал, отправить ссылку знакомым или поддержать блог в проекте ТОП-100 финансовых блогов, почитать, что пишут другие блоггеры.
позволяет работать откуда угодно и заниматься чем угодно