Не так много часов осталось до поры традиционных зимних застолий и радостей, и никто не ждёт уже от рынка больших новостей — нам всем надо отдохнуть, подытожить и запланировать. Не уверен, что успею много написать до конца десятилетия. (Хотелось бы обновить состав своего портфеля.*)

Во всяком случае, подвести содержательные итоги — дело принципа. 2009-й был богат на события и сюрпризы, и было бы неразумно не отметить всё важное, чем он запомнился и что дал.

Взгляд назад

Многие эксперты проморгали рост рискованных активов на финансовых рынках и быстрое восстановление экономики. Значит ли это, что всё неприятное позади? Мы не знаем, но уже видим, что катастрофы («Второй Великой депрессии») не случилось. Не так уж не правы оказались «гриншутисты», над которыми я здесь постоянно подтрунивал.

Для меня этот год был ещё одним годом примирения «теории и практики». Жив ли подход «купил и держи»? Что с эффективностью рынков? Насколько активным нужно быть индивидуальному инвестору? Эти вопросы, часто обсуждаемые среди именитых инвесторов и учёных после сильных потрясений 2008-начала 2009, резонировали и с моим опытом. Если 2007 — начало 2009 научили меня критическому отношению к «науке» («купил и держи»), то 10 месяцев 2009 года — стали классическим доказательством необходимости быть «в рынке«. Индекс S&P500 отыграл 50% своего падения (и весьма стремительно!), а это значит, многие инвесторы, имеющие перевес в сторону акций, ещё долго будут ждать восстановления.

Я нашёл для себя ответ и значительно усовершенствовал свою индивидуальную стратегию. Она отличается от той, с какой я приходил к началу года. Мне важно опираться не только на классические «купил и держи», «индексируй», «экономь», но и новейшие исследования, мои текущие взгляды на рынок и, конечно, индивидуальные особенности. Ключевой вопрос, однако, в какой мере нужно опираться на все эти факторы. Но об этом подробнее в январе… Надолго ли гармония? Будущее покажет. Во всяком случае есть обоснованная уверенность, что дальше — только шлифовка. Принципиальные решения приняты. Так и буду держать — «без жадности и страха»!

Прогнозы и планы

Из тактических решений, золото себя оправдало, а вот с гособлигациями США я в основном ошибся. Доллара также могло быть в портфеле и меньше, но его снижение более чем компенсировалось приростом рисковых активов. Что касается российских фондов недвижимости, здесь в основном в рамках ожиданий. Умеренное снижение было неизбежным, но эти риски я принял сознательно — мне важна экспозиция в этом секторе, составляющем важную часть «портфеля» многих россиян. Фактор «не остать от Сидоровых».

Из загаданного, но не сбывшегося в 2009 — активная торговля ETF. Я часто совершал операции. Где-то по причинам, указанным выше, но иногда (давайте начистоту) без долгих обоснований. При этом остальная, пассивная часть портфеля компенсировала активность с брокерским счётом. Как я говорил, мой подход всегда будет будет иметь активную составляющую, особенно, в части управления ETF. В 2010 году хотелось бы чётче ограничить активность, скажем, каждые 3 месяца «трогать» каждый фонд не более одного раза. А также измерить, насколько эти активные действия оправданы. Основы (модельные портфели) заложены в этом году. Есть планы продолжить «портфелестроительство», тема вызвала интерес. Что касается рубрики обзора рынков, она (при наличии спроса) станет частью закрытой подписки. Мой энтузиазм здесь иссяк: 1) бесплатной аналитик� в сети достаточно (правда, чтобы читать качественно по международным активам вам понадобится английский); 2) я не вижу смысла давать аналитику вне контекста портфельных решений — это пожалуй, главный фактор; 3) простые данные о доходности основных фондов (классов активов) теперь и так доступны, остальное �ребует времени, а ваш отклик на эти публикации невелик. В рассылку также могли бы войти более детальные модели доходности и тактического распределения активов. Вобщем, буду думать, как лучше перестроить. Оставляйте заявки, будет только интереснее!

И в заключении…

П�здравляю всех читателей и друзей с наступающим Новым Годом и десятилетием! Спасибо, что были рядом, читали, интересовались и поддерживали! Всяческих вам финансовых удач и простого человеческого счастья в 2010!

*Если не успею с публикацией портфеля: проданы фонды PCY, IEF, OIBAX, половина GLD, куплены HYG, VNQ, VB, увеличен VBR.