Хорошая новость, что хоть какое-то новогоднее ралли всё-таки состоялось. Без него, старожилы рынка говорят, наступающий год имел бы весьма мрачные перспективы. Новость похуже: ралли быстро выдохлось, и хотя мы видим где-то положительные изменения, главное — состояние мировой экономики, продолжает ухудшаться.

Я начинаю публикации еженедельных обзоров ключевых тенденций мирового рынка. В центре внимания — мониторинг событий, которые влияют на тактическое распределение активов и комментарий моих инвестиционных решений. Не претендуя ни на полноту охвата, ни на безупречность анализа (я не аналитик, а наблюдатель и частный инвестор), я надеюсь, мои скромные старания помогут и вам сориентироваться в эти беспокойные времена. Данными публикациями, среди прочего, я хочу привлечь думающих людей к обсуждению, чтобы ещё лучше отточить свою стратегию. Поэтому, лучшей наградой для меня (и чтобы этот почин стал регулярным) будут ваши комментарии (что непонятно? что я упустил? в чём ошибаюсь?).

Итак, сначала, общая картина динамики разных классов активов на неделе со 2 по 9 января из Уолл Стрит Джорнэл:

hotnot_20090109

Американские облигации в лидерах, нефть — в аутсадерах.

Далее посмотрим, как поведение разных активов смотрится в среднесрочной перспективе. Смотрим на линии трендов: синяя — 50 дней, красная — 200. Все графики взяты со stockcharts.com.

Российские акции систематически отстают от развивающихся рынков вцелом (RSX и VWO — ETF соответствующих стран):

russia-em1

Развивающимся рынкам, в свою очередь, никак не удаётся опередить американский рынок (VTI) в начавшемся было восстановлении (новогоднем ралли?):

em-us2

Золото подтверждает свою роль убежища для владельцев рисковых активов (GLD, золотой ETF и ETF американских акций VTI):

gold-us1

На фронте облигаций наблюдаем постепенное «принятие риска» на фоне смехотворных ставок по гособлигациям (фонд качественных корпоративных облигаций LQD сравниваем с фондом всего рынка облигаций BND):

lqd-bnd1

Конечно, это стало возможным в результате беспрецедентных действий Федрезерва США. В частности, кредит (TED-спред, мера доверия банков друг к другу) становится наконец-то более доступным, хотя и далёким до нормальных уровней (120 против 30 базисных пунктов, докризисная норма):

ted12

Несмотря на наметившийся рост доверия, до «излечения» проблем финансового сектора, «мотора» экономики ещё далеко. Не только должны ставки снизиться, но и банковский капитал должен быть восстановлен. А здесь ещё много неопределённости, и главная — это размер возможных списаний по «плохим» активам. Риски по-прежнему давят на банковские акции, что выражается в хроническом отставании банковских акий по сравнению с рынком вцелом:

banks_spx1

На мой взгляд, тэд-спред и относительная динамика банковских акций — вот опережающие индикаторы возможного решения проблем банковской системы и начала уверенного восстановления всего рынка акций. И конечно, до восстановления далеко, пока не стабилизируется рынок труда. До этого момента меня интересуют прежде всего, инструменты с фиксированным доходом. Из сегментов долгового рынка я избегаю правительственные облигации США по причине крайне низкой доходности. Возможно, из этой категории меня привлекут выпуски с защитой от инфляции (TIPS). Рано или поздно, США столкнутся с инфляцией, а пока TIPS, кажется, «упёрлись» в своё дно:

tip-7-10ust1

Долгосрочному инвестору, сидящему в депозитах, я думаю, можно постепенно расширять долю рисковых активов (такая резкая распродажа как прошлой осенью является беспрецедентной, она точно должна привлечь внимание хотя бы «технарей» и некапитулировавших «контрарианцев»). В то же время, не решаясь на покупку акций (помня знаменитое Билла Гросса: «цены облигаций ожидают депрессии, а цены акций — рецессии»), я купил качественные долги американских корпораций (LQD, 3% портфеля). Кроме того, для валютной диверсификации (против доллара) купил BWX, OIBAX (9%) . BWX держит правительственные бумаги развитых стран, имеет низкий риск и низкую доходность. OIBAX, компании Оппенгеймер, единственный активно управляемый фонд в моём портфеле. Он имеет 5-звёздный рейтинг агентства Морнингстар и специализируется как на гос., так и на корпоративных бумагах разного кредитного качества.

Источники: Блумберг, Стокчартс, Уолл Стрит Джорнэл.