В эти праздничные выходные инвестору выдается хорошая возможность проанализировать итоги прошлого года, понять ошибки и улучшить свою стратегию.

Расскажу о своих удачах и ошибках. Вцелом я доволен результатами. Мне удалось пережить 2008 с небольшими потерями. Я составил инвестиционный план и начал его воплощать. Для меня 2008 был первым (полным) годом выхода на глобальный рынок ценных бумаг. Мне помогли опыт на российском рынке и использование принципов, проверенных десятилетиями теории и практики инвестирования. Если раньше я инвестировал спонтанно и не отводил достаточного времени планированию, дисциплине, то теперь у меня есть своя система, которая приближает меня к цели. Ещё больше меня радует, что я теперь я могу на себе «примерить» все инструменты и стратегии, которым я более трёх лет обучал «в теории» других людей. Когда инвестируешь свои — вот где начинается настоящая проверка принципов!

Теперь о том, где теория разошлась с практикой. Во-первых, где-то в начале года я понял, что «купил и держи» не лучшая стратегия в нынешних условиях, и я удержался от входа в рынок в соответствии с планом (65% акций / 35% облигаций).  С одной стороны, это позволило мне удержать потери под контролем в условиях жестокого финансового кризиса, с другой, я рискую пропустить возможный рост, случись завтра — как знать? — восстановление рынков. (При этом важно понимать, что события последнего года вовсе не умоляют значения принципа «купил и держи», а лишь подчёркивают важность правильного понимания себя как инвестора и правильного распределения активов). Во-вторых, я купил фонд, который не входил в изначальный план — «короткий» фонд, т.е. играющий на падении акций финансового сектора США. Это было обдуманное, чисто тактическое решение, связанное с особенностями текущего периода. Задачу свою — смягчение негативного эффекта от падения рынка — фонд выполнил.

В чём я ошибся? Я попал в ловушку принципа «недавности». Суть его заключается в человеческой склонности переоценивать значение недавних событий (напр., «в этот раз всё по-другому», «недвижимость всегда растёт») и недооценивать историю. Конечно, весь рост российского рынка прошлых лет не мог не сказаться на доли, которую я отвёл в своих активах фондам РФ, стран БРИК и недвижимости. Последняя, впрочем, сыграла смягчающую роль на начальном этапе развития негативных событий, однако, сейчас эти активы конечно, потеряли и в стоимости, и в ликвидности. Вывод: нужно лучше учить историю и меньше читать популистских мнений! Мне придётся доработать модельный портфель, освободить его от опасных «перевесов».

Чего бы хотелось избежать? Снизить издержки, реже торговать. Возможно, я уделю больше внимания паевым,  а не биржевым фондам. Слишком высокие и частые бывают ценовые премии на волатильном рынке. К тому же 6,95 долларов кому-то покажется невысокой брокерской комиссией, но я думаю, это не нижний предел.🙂

А ещё, хотелось бы меньше внимания уделять аналитике. Моя цель — создать долгосрочный портфель на любую погоду. Надеюсь, что 2008 останется исключением, как год, который позволил мне глубже понять природу рынков и людских слабостей. Такие эксцессы случаются нечасто, и я не мог упустить этот шанс и не быть «в теме».😉

А теперь — САМОЕ ВАЖНОЕ! Не стоит и говорить, что ведение этого дневника, диалог с вами, дорогие читатели, не только проверяет на прочность мои скромные труды, но и приносит мне радость общения!

Поздравляю Вас с Новым Годом!

Спасибо Вам за то, что были рядом. В Новом Году я желаю всем благополучия, создать (или улучшить) план создания своего капитала и стать лучшим инвестором!