Так выглядит мой портфель по состоянию на 19 сентября:

Наименование позиции % факт
Росс. Акции: Market Vector Russia ETF Trust (RSX) 7%
Глобальные Акции (кроме США): Vanguard FTSE All-World ex-US ETF (VEU) 7%
Акции Emerging Mkts: Vanguard Emerging Markets ETF (VWO) 2%
Акции США: Vanguard Total Stock Market ETF (VTI) 9%
Акции США (мал. кап. Недооцен.): Vanguard Small-Cap Value ETF (VBR) 1%
Фонд обратного движения финансового сектора США (1:2): ULTRASHORT FINANCIALS PROSHARE (SKF) 2%
ЗПИФы росс. недвижимости руб 21%
Фиксир. доход руб 46%
Иностран. фикс. доход 5%
ИТОГО 100%

Портфель состоит из нескольких частей: биржевые фонды (ETF), инструменты фиксированной доходности и ЗПИФы недвижимости.

Инструменты фиксированной доходности — это преимущественно депозиты и немного паёв ПИФа облигаций «КИТ Фортис Инвестментс».

Биржевые фонды — это фонды пассивного управления, акции которых торгуются на бирже. Их задача — показать доходность, как можно близкую соответствующему индексу. Фонды, которыми я владею, покрывают все рынки развитых и развивающихся стран. Все фонды имеют «длинные» позиции, за исключением Proshares UltraShort Financials (SKF), который играет на понижении финансового сектора США.

ЗПИФы недвижимости, которыми я владею, — это Арсагера — жилищное строительство, Арсагера — рентная недвижимость, Регион Жилая Недвижимость, РЕГИОН Земельный фонд, Финам — Капитальные вложения, Югра Недвижимость.

Комментарий по результатам управления.

Никаких особых перемен с июля не было. Была лишь небольшая покупка российского ETF. Убыток с начала работы (декабрь 2007 г.) — 3,6%.

Лучше всех показывают доходность ЗПИФы — 17,4% в годовом выражении. В плюсе, естественно, депозиты и облигации.

Почти все мои позиции в акциях в красном цвете — от минус 31% (Россия) до минус 6% («медвежий» фонд, купленный в апреле для защиты от плохого состояния финансового сектора США. Интересно, что 2 месяца назад данный фонд был в плюсе на 30%. Неужели проблемы американского финансового сектора решены?).

Единственный класс акций, который находится в плюсе с декабря — фонд недооценённых акций компаний с малой капитализацией (US small cap value) — +0,4%. «Поиграться» с доходностями ETF можно в интерактивном режиме здесь.

Мне удаётся ограничить убытки по всему портфелю, прежде всего за счёт большой доли инструментов фиксированной доходности и защитного фонда. Даже в такие неспокойные времена, как сейчас, я чувствую себя достаточно защищённым от потерь. Ну что же, за такие вот нестабильные цены нам, инвесторам, и платит рынок так, чтобы в долгосрочном плане эту самую инфляцию опередить.

Напомню, что моя стратегия инвестирования — долгосрочная и пассивная. (Подробности в моей инвестиционной декларации. Там же можно увидеть так называемый модельный портфель, распределение активов, к которому я иду. По большому счёту, то, что происходит на рынках, не должно меня волновать, раз я создал такой портфель «на любую погоду».

Дальнейшие планы.

Планы мои не изменились. Мы по-прежнему в «медвежьем рынке». Наивно полагать, что все проблемы в мировых финансах кончились на прошлой неделе. Инвесторы по-прежнему бегут от риска. Особо жадные уже решили, что «дно» наступило. Пусть я его «не поймаю», но у меня нет желания ловить падающий нож. Мы вполне могли видеть «медвежье ралли», а не смену тренда. Ещё в июле, борясь в себе с желанием ловить моменты «входа», я нашёл компромисс. Буду вкладывать тогда, когда американский финансовый сектор, очаг нынешнего кризиса, преодолеет медвежий тренд (200-дневную скользящую среднюю). Тогда, для начала, продам «медвежий фонд». В дальнейшем, при устойчивости тренда, буду делать вложения раз в квартал, усредняя долларовую стоимость и приближаясь к целевой структуре активов. Согласно этой структуре, по приоритетам на первом месте — покупка российских акций, потом — глобальных фондов недвижимости и глобальных (кроме США) акций.

А ещё я позитивно смотрю на российские облигации. Мы вошли в зону положительных ставок и уже вполне можно заработать больше, чем на депозитах, при умеренном риске. Простая доходность индекса CBonds перешагнула 12%. Вот только где найти хороший фонд облигаций? Наши УК держат, в основном, 3-й эшелон и берут за это до 3% годовых (расходы и управление!). Выходит, и здесь придётся зарубежные фонды покупать…